Учёный, который не может объяснить восьмилетнему мальчику чем он занимается - шарлатан.

На слёте архитекторов EIS Group в Одессе в рамках моего выступления Architect Soft Skills в качестве практической задачи я попросил участников объяснить решение парадокса Монти Холла коллегам, которые его не знают.

У нас не хватило времени на полное решение задачи, но я уверен, что главное было продемонстрировано – порой сложно объяснить даже простую вещь. И важно сохранить за собеседником его право на ответ «я не понимаю логики вашего объяснения». Здесь задача архитектора – удержаться от ответов вида «вам надо выучить азы математики» и «это элементарно, подумайте на досуге». Задача – донести информацию, построив логическую цепочку и за это отвечает объясняющий.

Самым интересным для меня оказалось то, что мне самому не удалось убедить слушателей в правильности моего решения. Это интересный результат, чтобы над ним подумать отдельно.

Я обещал показать простое и логичное решение задачи.

Постановка задачи

Для начала – формулировка парадокса, чтобы смотреть на задачу одинаково:

  1. Идёт телевизионное шоу, в котором участвуют игрок и ведущий.
  2. Ведущий предлагает игроку три закрытые двери, за одной из которых находится приз. Если игрок угадает, где находится приз, он его получит.
  3. Игрок выбирает наугад одну дверь.
  4. Ведущий, зная, где находится приз говорит: «Я не буду открывать сейчас эту дверь, я открою другую, за которой точно нет приза» и делает это.
  5. После этого ведущий задаёт вопрос: «Не хотите ли вы поменять своё мнение»?
  6. У игрока есть два варианта: остаться при своём мнении или поменять выбранную дверь.

Вопрос: какова вероятность выигрыша при сохранении выбора или изменении его и почему?

Коментарий

Проблема, действительно, контринтуитивна и многие выбирают один из двух типичных ответов:

  1. Можно менять или не менять - вероятность правильного выбора из двух закрытых дверей будет 50%.
  2. При первом выборе вероятность удачи была 33%, а при втором - 50%. Я поменяю выбор.

Задача красива не только своей контринтуитивностью и одновременно кажущейся простотой, но и являет собой отличный пример наличия простого и понятного объяснения в любой задаче.

Я слышал много объяснений, но большинство из них не выдерживает вопросов "почему из одного следует другое" и часто скатываются в объяснения вида "это очевидно", которое чаще всего используется теми, кто в реальности не способен ни понять, ни объяснить.

Объяснение

В изначальной ситуации вероятность нахождения приза за каждой дверью - одна треть, т.к. мы имеем три двери и вероятность нахождения приза за каждой из них - одинаковая.

После того, как игрок зафиксировал одну дверь, возможны два варианта развития событий:
  1. Он угадал, где находится приз (вероятность 1/3)
  2. Он не угадал, где находится приз (вероятность 2/3)

Рассмотрим ситуацию для ведущего в случае, если игрок угадал дверь. В этом случае ведущий имеет выбор, какую дверь открыть - любую из двух оставшихся. И за последней из оставшихся дверей не будет приза.

Если игрок меняет решение - он проигрывает, если не меняет - выигрывает. И тут нет никаких вероятностей. Результат определяется только поведением игрока.

Не забываем, что такая ситуация имеет место в 1/3 случаев.

Теперь рассмотрим ситуацию для ведущего, если игрок не угадал дверь. В этом случае ведущий не имеет выбора какую дверь открыть - он вынужден открыть единственную оставшуюся дверь, за которой нет приза. Т.к. вторая дверь, за которой нет приза, уже выбрана игроком и не может быть открыта ведущим.

Результат снова оказывается предопределён и ведущий не может на него повлиять. Он - робот.

Если игрок меняет решение - он выигрывает, если не меняет - проигрывает. И снова - без вероятностей.

Вспоминаем, что такая ситуация имеет место в 2/3 случаев.

Результат: если игрок меняет решение - он выигрывает в 2/3 случаев.

Небольшое дополнение

Ключевой момент состоит в том, что во всей этой истории ведущий никогда не имеет выбора. В первом случае у него есть иллюзия выбора – он может выбрать любую из дверей, невыбранных игроком. Но от этого выбора ничего не зависит – эти две двери для задачи абсолютно равноценны. Во втором же случае вещий и вовсе не имеет никакого выбора – он обязан указать на одну оставшуюся дверь.

Обратная связь

Если кто-то видит более простое объяснение проблемы или нелогичность моего решения – пишите мне на почту. Коллеги из EIS Group могут использовать корпоративный email, а остальные могут использовать мой "домашний" email.

Самым заинтересованным предлагается написать программу, моделирующую данный парадокс. Если будет желание - присылайте свой вариант кода - я размещу лучшее решение здесь. Мой вариант занял 76 строк на С++.

Дата последнего обновления 24.06.2018